14.07.2022

«В CoworkingFest приняли участие 30 коворкингов и более 100 специалистов»

В конце июня состоялся двухдневный CoworkingFest - фестиваль коворкингов и современных офисных прост

В конце июня состоялся двухдневный CoworkingFest - фестиваль коворкингов и современных офисных пространств: первый день фестиваля открывала серия деловых мероприятий, а во второй прошел всероссийский день открытых дверей, в котором приняли участие более 30 коворкингов и сервисных офисов от Ростова-на-Дону до Красноярска

Фото предоставлено ГК «БестЪ»

Деловая программа CoworkingFest прошла в Петербурге и включала 4 мероприятия: стратегическую сессию BestBreakfast «Развитие и трансформация рынка современных офисных пространств», практическую сессию «Создание актуального продукта: красиво vs экономически эффективно – возможно ли найти баланс и как?», клиентскую сессию «Коворкинг как часть корпоративной культуры компаний: какие административные и HR-задачи помогает решать оператор рабочего пространства?», а также специальную сессию Officenext «Офисы сегодня и завтра - гибридные, гибкие, виртуальные, сервисные». В деловых мероприятиях CoworkingFest приняло участие более 100 экспертов: собственники и первые лица коворкинг-сетей и офисной недвижимости, представители компаний-арендаторов, архитекторы ведущих архитектурно-проектировочных бюро в сегменте коворкингов, сервисных офисов и build-to-suit, а также административные директора, HR-специалисты и директора по развитию компаний, являющихся резидентами коворкингов.

Организаторами мероприятия выступили: ГК «БестЪ», сеть коворкингов и франшиза PAGE, консалтинговая компания IPG.Estate и коворкинг Case. При поддержке издания Недвижимость и строительство Петербурга.

Рынок коворкингов активно развивается с 2019 года. Этому способствовало несколько факторов: рост удаленной занятости, увеличение доли самозанятых, фрилансеров и малого бизнеса, развитие экономики совместного потребления, а также рост спроса на гибкое и масштабируемое рабочее пространство с низким уровнем риска среди корпоративных клиентов. По данным ГК «БестЪ» сейчас на российском рынке представлено 650 коворкингов и гибких офисов общей площадью почти 550 тыс. кв.м, более 60% объектов приходится на Москву. По данным IPG.Estate на текущий момент в Санкт-Петербурге работает порядка 80 гибких офисных пространств общей площадью 75 000 кв. м. Средневзвешенный показатель заполняемости по рынку находится на уровне 80%. Экономическая ситуация способствует популярности коворкингов и сервисных офисов, которые позволяют оперативно оптимизировать рабочее пространство под тактические задачи компании. 

Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE (сеть коворкингов PAGE): «Коворкинги и сервисные офисы изначально проектируются максимально гибко и готовы к трансформации под “адекватные” запросы клиента, которые отвечают концепции well-being и финансовой модели, привлекательной для инвестора пространства. В текущей экономической ситуации спрос от клиентов-арендаторов на максимальную гибкость растет  - как в площадях (с возможностью оперативно сократить или увеличить количество сотрудников), так и в арендных условиях и сроках аренды. Мы также отмечаем, что спрос активнее всего растет именно на сетевые качественные проекты, поскольку позволяет компаниям размещать свои сотрудников в разных локациях, ближе к дому. Единые стандарты и оптимизация временных затрат  на документооборот являются для них важным фактором при заключении контракта. Приоритетным направлением развития для сети PAGE мы по-прежнему считаем города-миллионники и франшизную модель». 

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate: «Мы отмечаем увеличение спроса на небольшие площади в коворкингах, которые арендуются, в том числе, уходящими с российского рынка компаниями для сохранения небольших команд. По нашему коворкингу Case мы видим, что основной спрос сосредоточен в корпоративном сегменте. Компаниям-арендаторам важны качественно оборудованные рабочие места, предоставляемый сервис, а также комьюнити, складывающееся в коворкинге. Вместе с тем, мы фиксируем освобождение большого объема площадей в классических офисах (140 тыс. кв.м в Санкт-Петербурге и порядка 800 тыс. кв.м в Москве по состоянию на середину июня 2022 года), которые составляют «скрытое» предложение и выйдут на рынок до конца года. Это полностью оборудованные дизайнерские офисы от уходящих IT-компаний, которые частично будут сдаваться в субаренду. В новых формирующихся условиях те компании, которые привыкли экономить на офисе, получили возможность арендовать высококлассные помещения без дополнительных затрат».

Эксперты отмечают, что в среднесрочной перспективе следует ожидать усиление конкуренции среди собственников офисных зданий, что приведет к более четкой сегментации рынка. По мнению Георгия Рыкова, генерального директора «БестЪ. Коммерческая недвижимость», основная тенденция – это сокращение классических офисных пространств. В конкурентной борьбе выиграют те проекты, которые предложат своим арендаторам гибкость и удобные IT-решения, максимально отвечающие потребностям бизнеса. Александр Арбузов, партнер Дювернуа Лигал, прогнозирует увеличение рисков неплатежеспособности арендаторов: «Большой объем работы у нашей судебной практики (которая, к слову, заняла первые места в рейтингах на Северо-Западе) показывает, что это общий тренд для всех сфер. Как ни странно, этому способствует и мораторий на банкротства с 1 апреля до 1 октября. Как следствие ожидаем усиление требований к новым арендаторам, в первую очередь в части проверки их платежной репутации. С другой стороны, появление свободных площадей приводит к тому, что арендодатели становятся более гибкими при согласовании условий договоров аренды с новыми арендаторами, готовы подстраиваться под их нужды (особенно якорных арендаторов). Мы уже часто видели это при представлении интересов клиентов - арендаторов в других регионах. Уже меньше такого, как раньше: «Это наш стандартный договор аренды, ничего менять не будем». 

Практики рынка, развивающие формат коворкингов не первый год, отмечают разнообразие трендов, активно двигающие отрасль. Причем по некоторым параметрам российские гибкие офисы превосходят зарубежные аналоги.

Максим Никитин, директор по развитию HEADWAY: «В тренды бизнеса всегда попадает то, что ведёт к росту прибыли компании. Для коворкингов мы выделяем 5 ключевых трендов: повышение качества взаимодействия «клиент-коворкинг», дальнейшее развитие нишевых пространств (коворкинги «для мам», «для дизайнеров», «для киноманов»), оптимизация штата сотрудников, предоставление клиентам управленческой аналитики с динамически обновляемыми показателями, снижение затрат на расходные материалы. Поколение зумеров привыкло к удобным приложениям, где в 2 кнопки решается любая задача. Более того, в этом приложении бренд знает клиента «в лицо», обращается к нему по имени, помнит о его предпочтениях и поздравляет его с днем рождения. В HEADWAY мы разработали личный кабинет резидента доступный с мобильных телефонов и с компьютера, через который наши резиденты могут легко взаимодействовать с коворкингом. Автоматизация бизнеса – глобальный тренд, в будущем нас ждет цифровое пространство, где сервисные офисы и коворкинги функционируют с минимальным человеческим участием (администратор + уборщица), а клиенты «бесшовно» взаимодействуют с любой площадкой. Как это будет: NFC или QR-код для входа в помещение; настройка бронирования и оплаты рабочих мест в личном кабинете резидента; метод авторизации на рабочем месте через QR или NFC; активизирующий по команде CRM розетку на рабочем месте автомат; «умная камера», которая посчитает проведенное на рабочем месте время и отправит данные в CRM; CRM будет делать сверку с количеством активированного времени и корректировать сумму списания со счета резидента».

Ирек Аллаяров, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK: «Три основные тенденции рабочих пространств - экологичность, технологичность и комьюнити.  Одна из причин, почему смарт-офис занял свою позицию на рынке и обретает все большую популярность - это возможность бизнеса концентрироваться только на своих задачах. Все бытовые вопросы решаются нажатием кнопки телефона: будь то оплата, заказ пропуска, расширение рабочей площади или заказ еды - для всего есть приложение. Большое внимание уделяется нетворкингу и обучающим программам - это обязательное требование предпринимателя. Офис это больше не пространство, но инструмент для осуществления больших целей».

Коворкинги станут вариантом выхода из ситуации для компаний, которые хотят быть гибкими в условиях турбулентности. «Как и после любого «черного лебедя», экономике и бизнесу потребуется время на адаптацию к новым условиям. Мы видим увеличение запросов от клиентов на оптимизацию бизнес-процессов и желание минимизировать расходы на содержание офиса, увеличение спроса на услугу системы бронирования рабочих мест, которая позволяет более эффективно управлять пространством и сервисами. Благодаря чему можно наблюдать рост в некоторых сферах бизнеса, в том числе и в IT, так как появилась потребность импортозамещения многих зарубежных продуктов и сервисов. Такая тенденция приведет и к выравниванию спроса на услуги коворкингов», - подтверждает Алексей Михайловцев, Head of product SimpleOffice. 

Все эксперты, принявшие участие в CoworkingFest, говорили о дальнейшем развитии рынка с точки зрения клиентоориентированности. Успех офисных проектов будет зависеть не только от локации, но и от предлагаемых инноваций в организации офисных пространств.

Юрий Можейко, коммерческий директор «ГЛАССКОН»: «В настоящий момент мы наблюдаем тренд на гибридные пространства, где одну часть помещения арендаторы снимают на долгосрочной основе, а другая часть отведена под коворкинг. Думаю, в будущем будет продолжаться развиваться тренд на интеграцию «гибких пространств» в объекты различной направленности: аэропорты, торговые центры, апарт-отели и гостиницы, центры сервисного обслуживания автомобилей и т.д. В общем, в те места, где человек потенциально проводит продолжительный период времени и может испытать потребность в услугах коворкинга».

Иван Гуськов, основатель CEO Apollax.space: «Концепция work-life balance находит сегодня отражение в архитектуре и наполнении коворкинга. Мы ориентируемся на потребности арендаторов и создаем офисы с возможностью трансформации и кастомизации: правильной эргономикой пространства, мебелью с шумопоглощением, универсальным дизайном, увеличенной площадью функциональных зон. Все эти детали подчеркивают повышенную заботу наших компаний-арендаторов о своих сотрудниках и способствуют физическому, ментальному и социальному комфорту».

Сейчас коворкинги представлены в 62 российских городах, основные центры концентрации помимо двух столиц – Казань, Екатеринбург, Краснодар, Сочи и Новосибирск, и рынок активно развивается. По прогнозам экспертов, рост предложения может составить 50%. 

Мурад Дамиров, совладелец и управляющий партнер сети сервисных офисов #BusinessClub от Capital Group: «Мы развиваем формат сервисных офисов уже 4 года, внимательно следим за мировыми трендами и могу сказать, что по многим параметрам российские проекты опережают рынок. Например, у нас отлично внедрена диджитализация эксплуатации, которая позволяет решать все проблемы арендаторов практически в режиме реального времени. Также хорошо работают различные системы бронирования (рабочих мест, переговорных), существенно упрощающие взаимодействия внутри объекта. В целом, IT-решения, направленные на улучшение клиентского сервиса, помогают оперативно реагировать на запросы клиентов, снимая с арендаторов часть операционных задач».  

 

Еженедельная газета "Недвижимость и строительство Петербурга"

Поделиться:

Интервью

Спрос на производственные объекты из-за курса на импортозамещение резко вырос


Эксперты рассказали о последних тенденциях на рынке недвижимости


Шальнова Карина Аркадьевна
генеральный директор RBI PM Группа RBI