Помещение в новостройке
Площадь: 80 м2
Цена: 12 098 136 р.
Панорамные витрины,smart-планировки в ЖК "Legenda Комендантского".
Помещение в новостройке
Площадь: 82 м2
Цена: 8 611 138 р.
Помещение в новостройке
Площадь: 159 м2
Цена: 15 938 053 р.
Помещение в новостройке
Площадь: 299 м2
Цена: 41 900 000 р.


09.05

«Наступило время интересных концепций»

Анна Никандрова
Партнер и региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International, Россия

За первый квартал оборот розничной торговли Петербурга составил, по данным Петростата, около 290 млрд рублей, что сравнимо с выручкой за тот же период 2015 года. Темпы падения потребительского спроса замедлились, но какой-либо положительной динамике роста пока не видно. Как чувствует себя торговля и общепит в условиях текущей стагнации, какие форматы развиваются, несмотря на кризис? Об этом мы беседуем с Анной Никандровой, партнером и региональным директором департамента торговой недвижимости Colliers International, Россия.

— Как правило, рестораторы проявляют наибольшую активность на рынке, даже в условиях кризиса. Какие именно заведения сейчас в росте и поисках новых точек?

— В текущих рыночных условиях сегмент общепита низкого ценового уровня показывает гораздо меньшие темпы развития. Прежде всего, это обусловлено снижением покупательского потока, поскольку население, составлявшее основную аудиторию фастфуд-сетей, стало больше экономить. В то же время успешные операторы уровня «средний» и «средний плюс» чувствуют себя довольно уверенно и продолжают развиваться.

Причем речь идет как о крупных сетях (например, Ginza Project продолжает открывать новые рестораны, занимая площадки от 1000 кв.м), так и о проектах с индивидуальной концепцией. Продолжают открываться семейные рестораны, а также традиционные европейские форматы — гастробары, винотеки и винные рестораны. Неплохо чувствуют себя бары и заведения, предлагающие крафтовое пиво.

На фоне более доступных цен на аренду помещений у рестораторов появляется возможность открывать нишевые проекты. Там, где раньше при перегретом рынке не было возможности экспериментировать, появляется такая возможность.

Можно сказать, что сейчас наступило время интересных концепций и в целом концептуального подхода к еде. К тому же современный посетитель ресторана — это умный, то есть считающий деньги, потребитель, очень избирательный и ценящий высокое качество продукта.

Что касается наиболее успешных кухонь, то постепенно набирают обороты азиатские концепты — корейские и вьетнамские. На этом фоне сохраняется тренд снижения популярности японской кухни. Итальянская кухня сохраняет свое присутствие, хотя расширяется уже менее активно, преимущественно в демократичном формате.

На фоне продуктового эмбарго динамично развивается сегмент мясных ресторанов, предлагающих клиентам мясо отечественного производителя. Так, компания «Мираторг» в Москве реализовала совместный проект с «Новиков групп», открыв бургерную #FARSШ и мясной ресторан. В Петербурге такого еще не придумали, но не исключено, что если первый опыт окажется успешным, то мы увидим примеры подобного сотрудничества и здесь.

С точки зрения развития ресторанных операторов в торговых центрах, сложно говорить об их активной экспансии, так как новые проекты на рынке практически не появляются. И хотя рестораны рассматривают площадки в ТЦ, возможности здесь ограничены. В связи с этим освобождающиеся объекты будут пользоваться высоким спросом со стороны операторов.

— Как обстоят дела с продуктовым сегментом, появляются ли какие-то необычные новые форматы?

— Более лояльные коммерческие условия, сформировавшиеся в стрит-ритейле за последние полтора года, позволили продуктовым магазинам успешно освоить не только спальные районы города, но и центральную его часть. Основная нынешняя потребность — совершить необходимые покупки недалеко от дома, чтобы сохранить время.

Потребитель разделился на две группы. В первую входят семьи с детьми, ориентированные на плановые закупки продуктов раз или два в неделю. Вторая — люди, предпочитающие быстрые ежедневные покупки в соседних магазинах. Их стиль подхода к шопингу ориентирован в сторону наибольшей экономии времени — лучше тратить немного времени, но чуть чаще, чтобы не превращать шопинг в «проект», требующий планирования и выделенного времени.

Подобный подход подталкивает к развитию качественных магазинов «у дома», небольших форматов с высокой долей категории товаров fresh. Также растет спрос на пекарни, которые выгодно отличаются от крупных гипермаркетов качеством продукции и возможностью сэкономить время на покупку. Магазины с экопродуктами тоже имеются, однако особо не растут. Что же касается новых форматов, то пока на этот счет довольно много дискуссий, но в реальности таких примеров на рынке Петербурга нет.

— В прошлом году fashion-сегмент чувствовал себя весьма некомфортно, случилось много закрытий, хотя были и премьеры некоторых брендов. Чего нам ожидать сегодня?

— Наблюдаются те же тенденции, что и ранее. А в целом наиболее стабильно чувствует себя премиальный сегмент одежды и обуви. Однако активного развития брендов не происходит, так как по наблюдениям самих ритейлоров в городе есть дефицит качественных площадок.

К таковым относится выделенная зона торговой галереи в качественном центре, созданная специально для представления премиальных брендов. Основная часть таких ритейлоров открывает или уже открыла магазины в торговых комплексах «Галерея», «Невский центр» и пр. В каком-то смысле в Петербурге наблюдается парадокс — обеспеченность города торговыми площадями высока, вакансия в целом на рынке присутствует и остается стабильной, однако пространства для развития премиальных брендов недостаточно.

— Как насчет детских товаров? Например, сеть «Дети» продолжает закрывать свои магазины. Не грозит ли такая участь и другим ритейлерам?

— Развитие детских товаров остается стабильным. Этот сегмент оставался активным и в кризисный период. Например, сеть «Детский мир» только за 2015 год открыла в России 104 магазина, из них в Петербурге и Ленинградской области — 13. В основном на рынке наблюдалось перераспределение игроков и смена арендаторов на площадках в торговых центрах.

В городе активно развиваются сети «Лукоморье», «Детство City» и некоторые другие. Дальнейшее развитие сегмента ориентировано на прирост населения. С учетом текущей положительной динамики и развития нового жилищного строительства мы ожидаем, что число таких магазинов будет постепенно расти, особенно в новых крупных жилых массивах.

— Товары для дома и ремонта, бытовая техника и компьютеры — достаточно специализированные сегменты торговли, требующие собственного формата помещений и широко представленные в городе. Будут ли и тут открытия?

— В городе активно продолжают развиваться такие DIY-сети как K-Rauta и Leroy Merlin. Кроме того, ожидается завершение строительства еще одного гипермаркета «Максидом» на ул. Передовиков. Среди операторов можно отметить активно развивающуюся сеть «Обойкин», которая вышла на рынок Петербурга в 2014 году и до конца 2017-го планирует открытие 5–7 магазинов средней площадью около 1000 кв. м. Продолжают искать новые площадки для своих магазинов сети «Домовой» и «Петрович».

В сегменте бытовой техники и электроники ритейлоры сокращают занимаемые площади. Ранее успешные крупноформатные магазины в текущих условиях и на фоне активного развития онлайн-торговли оптимизируются и уменьшаются в размерах. Подобные сокращения, например, можно наблюдать у магазинов сети Media Markt, которая несколько лет назад развивалась в сегменте гипермаркетов электроники.

При этом сети готовы продолжать свое развитие, в том числе и в Петербурге, но, как и ряд других ритейлоров, они сталкиваются с нехваткой площадок нужного метража.

— А в какой ситуации находится сама онлайн-торговля?

— Онлайн-игроки более охотно идут на эксперименты и открывают собственные магазины «в реале» на более выгодных условиях договоров аренды — по сниженным ставкам и на короткий срок, что минимизирует возможные риски. Пока география открытия подобных офлайн-проектов ограничена преимущественно московским регионом, где открыты шоу-румы таких ритейлоров как Lamoda, KupiVip и Wikimart. Однако не исключено, что такие площадки появятся и в Петербурге.

— Что характерно для других сфер ритейла?

— В сфере услуг, например, сужается сегмент автомоек. А в поисках увеличения клиентского потока операторы данной категории готовы открывать свои пункты даже на парковках торговых комплексов. К тому же это соответствует текущей тенденции по переориентации потребителей на экономию времени.

В торговых центрах идет расширение аптечных сетей. Причем аптеки стали занимать там большие площади и арендуют более качественные места, вплоть до торговых галерей на первых этажах.

А в книжном сегменте можно отметить выход на петербургский рынок очень ожидаемой московской сети «Республика».

 

Минимализм в размерах

Наиболее активными игроками на рынке остаются продуктовые сети, претендующие на помещения среднего формата с витринами — от 300 до 900 кв.м. Есть спрос на помещения до 250 кв.м в новостройках — под разнообразные «магазины у дома». В сегменте товаров повседневного спроса и специализированных лавок размер запрашиваемых встроек не превышает 150 кв.м.

В центре города запросы арендаторов ограничены площадями 200–300 кв.м, под сувениры — до 50 кв.м. Пункты выдачи онлайн-заказов варьируются, как правило, от 5 до 70 кв.м. Торговые объекты площадью 150–200 кв.м пригодны для продуктовиков, если имеют мощности электричества не менее 10–20 кВт, более крупные — от 35–40 кВт.

Ресторанные сети рассматривают объекты и в центре Петербурга, и в спальных районах: их интересуют площади до 700–800 кв.м с большими витринами, просторной планировкой и достаточно высокими электрическими мощностями (от 40 до 60 кВт).

Кофейни и небольшие забегаловки, как правило, интересуются объектами по 150–250 кв.м, кондитерским достаточно 50 кв.м, а стрит-фуд может с лихвой развернуться и на десяти метрах. Под тематические кафе и рестораны подыскиваются сейчас достаточно скромные помещения до 500 «квадратов». Крупноформатные предприятия практически не открываются, а площадь тех, что по-прежнему работают, может варьироваться от 1000 до 2500 кв.м.

Юлия Михеева, komned.ru
KOMNED.RU

Поделиться:

Интервью

Блейк Андерсон-Бунтз
основатель фирмы Блейк Андерсон-Бунтз


Денис Мартюшев
генеральный директор Фонда имущества Петербурга


Андрей Демко
Адвокат